(Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 8.04.1805, с. Ключи Новохопёрского у. Воронежской губ.- 18.09.1873, Оптина пуст.), прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из семьи крепостных, впосл. отпущенных на волю и ставших купцами. Основатель фамилии, предок И., служил пономарем в церкви с. Макарова Новохопёрского у. Воронежской губ.
С детства Родион учился семейному ремеслу портного. Обладал кротким и спокойным нравом, из-за чего мать еще с раннего возраста предрекала ему монашество. В 1818 и 1822 гг. был с семьей на богомолье в Киеве. В 1820 г. Пономарёвы переехали в Новохопёрск, с 1825 г. Родион для совершенствования в портняжном мастерстве жил в Москве. По его возвращении домой в кон. 1829 г. семья переселилась в Саратов, где открыла портняжную мастерскую. Пономарёв внимательно следил за нравственностью рабочих своей артели, обучил их церковному пению и письму, запретил во время работы празднословие и непристойные разговоры. Любил читать и хорошо знал святоотеческую лит-ру. Живя в Саратове, пользовался духовными советами старца Семена Климовича. По благословению Саратовского еп. Иакова (Вечеркова) стал членом саратовского правосл. братства, благодаря деятельности к-рого в городе в Православие перешло значительное число старообрядцев, а секта скопцов прекратила существование. В этот период Пономарёв дважды привлекался к суду, обвинялся в принадлежности к скопцам, на 4 года был лишен права выезда из города, после чего был оправдан. Пономарёву дважды предлагали вступить в брак: 1-й брак не состоялся в связи с внезапной кончиной невесты, 2-й - из-за отказа жениха.
В 1838 г. паломничал по России, выбирая себе обитель для жительства. Посетил Саров, Суздаль, Ростов, Белозерск, Тихвин, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь и др. Особое внимание обращал на то, имелись ли в обители опытные старцы. По совету иеромонахов Илариона (Здобина) и прп. Филарета (Пуляшкина) побывал в Оптиной пуст., где сблизился со старцами прп. иеросхим. Львом (Наголкиным) и прп. иером. Макарием (Ивановым). По завершении всех дел в Саратове 13 марта 1839 г. Пономарёв поступил послушником в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Исповедовался прп. Макарию, на откровение помыслов ежедневно ходил к прп. Льву, испытал влияние игум. Варлаама (Давыдова). В братство определен 26 февр. 1843 г., пострижен в рясофор по указу от 28 авг. того же года. Когда прп. Макарий 1 дек. 1839 г. стал начальником Иоанно-Предтеченского скита, он избрал Пономарёва своим келейником. Тот исполнял послушание более 20 лет, в это время завершилось формирование его духовного облика. Проходил также др. послушания: садовое, трапезное, занимался лечением братии. 13 авг. 1849 г. был пострижен в монашество. 10 февр. 1853 г. рукоположен во диакона, 21 апр. 1857 г.- во иерея.
Прп. Макарий († 1860) оставил после себя 2 старцев-преемников: прп. иеросхим. Амвросия (Гренкова) и И. При жизни прп. Макарий предлагал своим духовным детям обращаться к тому из них, к кому имеют больше доверия. В числе перешедших под рук. И. была супруга И. В. Киреевского Н. П. Киреевская, а также насельницы белёвского в честь Воздвижения Креста Господня, севского во имя Св. Троицы, великолукского в честь Вознесения Господня, тульского в честь Успения Пресв. Богородицы, Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рей, каширской во имя вмч. Никиты жен. общины (впосл. мон-рь) и др. На молитвенную память И. получил от прп. Макария мантию, присланную из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря в знак признательности за издание переводов схиархим. прп. Паисия (Величковского), параман с частицей мощей, Иверскую икону Божией Матери, а также неск. книг. Преемственность старческого служения И. отмечали мн. духовные дети: наставления прп. Макария, его жизнь и деятельность являлись образцом для него. И. исповедовался прп. Амвросию.
8 апр. 1863 г. И. назначен скитоначальником и общим духовником. Под его руководством в скитской ц. св. Иоанна Предтечи была осуществлена задуманная прп. Макарием замена 2 нижних венцов, укреплен фундамент, устроен в память старца придел прп. Макария Египетского (освящен 7 сент. 1864 - в день кончины оптинского старца). В 60-х гг. XIX в. И. предлагали войти в состав Алтайской духовной миссии, занять должность настоятеля в Мещовском мон-ре Калужской епархии, а также в одном из мон-рей Таврической епархии, но он уклонился от этого.
И. старался поддерживать порядки, утвержденные прп. Макарием. Пять раз в году, во время всех многодневных постов, в скиту совершалась подробная исповедь для всех относившихся к И. насельников. В остальное время (преимущественно после вечерней трапезы) свободно принимал братию для откровения помыслов. Также принимал многочисленных паломников: мужчин - в личной приемной келье, а женщин - в т. н. хибарке. Приходили к старцу и страдающие нервными и душевными болезнями. Свои беседы и исповеди И. строил так, чтобы уяснить причину душевного недуга, вопросами пробудить воспоминание о нераскаянном грехе, по невниманию человека обратившемся в порочный навык, вызвать сокрушение о грехах. И. был убежден, что полное искреннее покаяние есть лучшее лекарство от душевных болезней, т. к. их причинами часто бывают непримиримая вражда, семейные разногласия и тяжкие нераскаянные грехи. На нек-рых налагал епитимию, включавшую чтение покаянного канона и др. молитв, а также поклоны, раздачу милостыни и самое главное - прощение обид. По воспоминаниям мон. Порфирия (Севрюгина), «старец говорил большею частию не от себя, а приводил слова и примеры из Свящ. Писания или отеческих или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка о. Макарий. Слова наставлений старца о. Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что сам первый исполнял то, что советовал братии, и сам уже опытно побывал в различных случаях, о которых приходилось наставлять...» (Житие. 1993. С. 175). Игумения великолукского Вознесенского мон-ря Палладия (Юревич) называла И. великим старцем, к-рый «всецелым своим самопожертвованием на спасение ближних, своим собственным примером учил... духовных чад своих» (Там же. С. 236-237).
Со мн. духовными детьми И. вел переписку. Его письмоводителями были иеродиак. Антоний (Глушков) в 1860-1866 гг. и мон. Порфирий (Севрюгин) в 1866-1873 гг. Согласно записной книге И., с кон. 1860 по сент. 1873 г. он отправил 4442 письма. Во мн. письмах передавал адресатам поклон от прп. Амвросия, что свидетельствует о единодушии 2 старцев. Благотворное действие молитв и советов И. ощущали мн. корреспонденты: «Часто бывало так, что напишешь старцу свою скорбь и немощь, и письмо еще не дойдет, а уже на душе просветлеет, захочется исправить себя, оставить грех. Мне случалось не раз после беседы с ним испытывать на душе такое спокойствие, такой рай, что решительно забываешь все земное» (Там же. С. 263). Нек-рые из учеников присылали И. подробные дневники своей внутренней жизни, на которые он давал обстоятельные ответы. О правилах ведения такого дневника старец писал казначее Спасо-Влахернского мон-ря мон. Леониде (Фризель): «Дневник также продолжай писать, как пишешь, пока без сокращений, а со временем, когда поопытнее будешь, можно, если пожелаешь покороче писать, в дневнике подчеркивать те места, которые более тебе нужны, чтобы они и мне лучше были видны» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 63. Ед. хр. 29. Л. 19). В кон. XIX в. в Оптиной пуст. предполагалось издание писем И. мон. Леониде, но оно не осуществилось. Подборка его писем была опубликована в 1998 г.
4 марта 1872 г., в субботу 1-й седмицы Великого поста, И. отслужил последнюю литургию. 9 марта того же года пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. С 17 авг. 1873 г. и до самой смерти ежедневно причащался Св. Таин. Был болен водянкой, с 22 авг. 1873 г. не мог ложиться в постель и самостоятельно двигаться, мог сидеть только в кресле. Скончался в полном сознании и памяти. Погребен за алтарем Введенского собора Оптиной пуст. в особом склепе.
В скиту И. ежегодно поминали 18 сент. (в день кончины) и 21 окт. (в день прп. Илариона Великого). В память старца его близкий ученик иером. Флавиан (Маленков) первоначально собирался устроить придел во имя прп. Илариона Великого при скитской ц. св. Иоанна Предтечи, однако позднее за юж. стеной мон-ря была построена больница, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876, вновь освящен в 1991). В 1897 г. было опубликовано жизнеописание И., составленное его учеником. Некоторые приписывают авторство текста схиархим. Агапиту (Беловидову), что не подтверждается источниками. 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей оптинских старцев, в т. ч. И. Мощи почивают в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебны и читается акафист.
В Оптиной пустыни подвизались близкие родственники И. Его отец Н. Ф. Пономарёв жил в Иоанно-Предтеченском скиту в 1842-1849 гг., перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Брат С. Н. Пономарёв жил в мон-ре в 1863-1881 гг., принял постриг с именем Сергий, перед смертью пострижен в схиму. Племянник С. С. Пономарёв жил в монастыре в 1876-1889 гг., скончался рясофорным монахом.
Иконы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на фотографии преподобного 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., в основном на одну из них: фронтальное изображение сидящего И. в мантии и клобуке, с книгой и четками в левой руке (архив Оптиной пуст., см.: Оптина Пустынь: [Буклет]. Оптина пуст., 1997. С. 18). На др. снимке он показан сидящим вполоборота вправо, с наперсным крестом, с книгой в левой и четками в правой руке (ЦАК МДА; арх. Оптиной пуст.- с подписью на обороте). Подобная ростовая фотография хранится в архиве ж. «Глаголы жизни». На снимке из частного собрания в Козельске И. запечатлен фронтально в рост, в мантии, с четками в руках. В 50-60-х гг. XX в. мон. Мария (Добромыслова) выполнила пером изображения оптинских старцев (в т. ч. И.). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (Оптина пуст.).
На иконах И. обычно представлен в монашеском облачении (рясе, мантии, парамане) и в клобуке (в алтарях - с непокрытой головой), иногда в епитрахили, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и со свитком или с посохом в левой руке. Особенностями его внешнего облика являются округлая седая борода и полнота оттого, что в последние годы И. болел водянкой. Первая единоличная ростовая икона И. создана Е. Л. Котляр в 1996 г. (пядница, находится в ризнице Оптиной пуст.). Образ ее же письма (1997) на раке И. во Владимирском храме Оптиной пуст.- прямоличное ростовое изображение преподобного в схиме, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и четками в левой руке. Существуют также поясные и оплечные варианты иконографии святого (1997, П. Г. Бусолаев).
В монументальной живописи образ И. (преимущественно в рост) встречается на современных фресках в Оптиной пуст.: в алтарях Владимирского храма (2005) и ц. прп. Илариона Великого (2007, полуфигура) - работы иером. Илариона (Ермолаева), в Казанском соборе - письма мон. Марии (Левистан) (2004, И. вместе с преподобными Амвросием и Иосифом Оптинскими). Худож. Ю. Н. Захаров написал фигуры И. на св. вратах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко) и Иоанно-Предтеченского скита (2001). Над ракой святого помещена композиция «Исцеление бесноватой преподобным Иларионом Оптинским». И. представлен в храме возле аналоя с Евангелием и крестом, склонившись, благословляет исцеленную (2000, работа мон. Марии (Левистан)). Поясной образ известен также в современной росписи ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пуст.).
Изображения И. включены в одну из композиций «Собор Оптинских старцев», наиболее ранняя из к-рых была создана в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.). Др. иконы написаны игум. Ипатием (Хвостенко) в 1997 г. для Казанского собора, Т. А. Мушкетовой в 1996 г. для Владимирской ц. мон-ря и ок. 2006 г. для ц. Собора св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни. Как правило, И. изображается за прп. Макарием Оптинским во 2-м (или в 3-м) ряду правой группы. Несколько икон этого сюжета выполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. (И. В. Кобранова, Н. В. Радаева и др.), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова). Образ И. (без клобука) имеется также на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, которая была создана к общецерковной канонизации старцев Оптиной пуст. на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.